ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" (отделение помощи семье,женщинам и детям со стационаром) - персональный сайт воспитателя центра Разумной Зои Виталиевны

Развитие познавательной активности дошкольников во внеурочной деятельности



На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитии личности имеет познавательная деятельность которая понимается не только как процесс усвоения знаний,умений и навыков, но и как поиск знаний,приобретение их воспитанниками самостоятельно или под руководством взрослого. В своей педагогической работе я стараюсь сформировать ребенка, прежде всего как личность. Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила,что у малышей идет система познавательной активности через все виды деятельности. Маленький ребёнок по сути своей неутомимый исследователь, он все хочет знать, ему всё интересно и обязательно необходимо везде засунуть свой нос, дети по своей природе исследователи, им хочется испытать все самим, удивиться неизведанному – желание познать закономерности окружающего мира. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой: переливают воду,пересыпают песок и т. д. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стараются узнать не только их название, но черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. В игре дети познают форму,цвет, объём, мир животных,мир людей, пользуются разнообразными материалами,общаются друг с другом и взрослыми. В группе и на прогулках с детьми проводим наблюдения и разные исследования,где дети знакомятся с миром природы, с предметами которые их окружают и ставим простейшие опыты и делаем элементарные выводы. Я так строю исследования,что бы малыш был заинтересован в этом, был самостоятельным в своих познаниях и проявлял инициативу.

Проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. Мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

«Песок или крупа». Дети рассматривают песок затем манную крупу. Делают выводы: определяют цвет (песок тёмный,манная крупа светлая). Свойство (песок мельче чем манная крупа) если добавить воды,то песок будет рассыпчатым,а манка слипнется и превратится в липкий комочек.

«Найди воздух». Предлагаю детям подумать где можно найти воздух?Дети с помощью трубочки дуют в стаканчик с водой,вода начинает бурлить, появляется воздух. (видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стаканчика,его место занимает вода. Вывод:воздух прозрачный невидимый.

Предлагаю сделать глубокий вздох,набрать в рот воздуха и подуть на листочки. Что происходит? (листики улетели). Мы заставили воздух находящийся во рту двигаться,а он в свою очередь двигает листочки. Вывод: ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.

На прогулке рассматриваем деревья растущие возле школы. Дети выясняют,что стволы у деревьев круглые, большие,шероховатые,коричневого цвета. Летом листики зелёные а осенью желтеют и опадают. Дерево высокое по отношению к ребёнку,взрослому.

Проводили много исследований со снегом. Один из таких дней снег был липким и мокрым,и легко можно было из него скатать снежные комочки,слепит снеговика. Вывод: Снег это замерзшая вода,если держишь снег на рукавичке,то он не растает. А от тепла рук снег превращается в водичку.

«Вода,бумага,камень». Дети проводят исследования, делают выводы; что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плаву.

Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Я помогла детям разнообразить игры с водой: подкрашивала ее пищевыми красителями,делала пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри.

При умывании легко объяснить что такое дождь и слякоть. Побрызгали на песок получилась грязь. Дети сделали вывод почему осенью грязно.

Интересно сравнивать воду. Грязная и чистая вода. Идет дождь, а вот вода из крана. На улице много луж. Воду из лужи пить нельзя, а из крана можно. Дождь может идти когда много тёмных туч,а бывает «грибной дождик»,когда светит солнце. Такие игры –экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.

Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи. Так, например, мы предлагали детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогали, направляли детей на выполнение заданий. Также родителям предлагали домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала. Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же и более сложные опыты дома, учились ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, в лесу (морские ракушки и камушки, галька, шишки, жёлуди, гербарий из красивых листиков и цветов) проявляя при этом большой интерес к этому занятию

Наша работа с родителями была основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимались экспериментальной деятельностью.

У детей повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познания мира природы. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что такая система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их умственного развития в целом.

Я уверенна, полученные, нашими воспитанниками будут, полезны в дальнейшей жизни.

Наши группы предшкольной подготовки находятся в МБОУ "Называевская СОШ №1"Омской области. Между нашим группами и школой установились прочные деловые отношения. Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание, ведь с того момента когда ребенок пришел в детский сад и до выпуска в школу, он находится в тесном контакте с педагогам, родителями, сверстниками и то, как он развивается физически, психологически и умственно,конечно же мне не безразлично. Воспитатели так же как и учителя заинтересованы, что бы наши выпускники были хорошо подготовлены к школе. Ежегодно мы составляем совместный перспективный план работы по преемственности,в течении года работаем по плану. В течении учебного года группы предшкольной подготовки посещает логопед, мы хотим что бы наши дети, идя в школу говорили правильно произнося все звуки. Учителя начальных классов посещают наши занятия, анализируют знания, дают рекомендации по разным разделам программы. Мы работаем в тесном контакте с учителями начальных классов: участие в совместных педсоветах по вопросам воспитания и обучения детей, проведение родительских собраний: «На пороге школы»«Готовность ребёнка к школе», анкетирование родителей «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности». Консультации и советы родителям «Оцените готовность вашего ребёнка к обучению в школе». Дни открытых дверей для родителей в школе. Воспитатели в первой четверти посещают уроки математики, чтения, русского языка анализируя и изучая знания и навыки детей приобретённые в группах предшкольной подготовки. Для дошкольников всегда интересны экскурсии в школу: «Знакомство со школой, с классами, директором школы»«Столовая»«Медпункт»«Школьная библиотека». Дети группы предшкольной подготовки приглашаются в школу на праздники: «Прощание с Букварем»«Книжкина неделя». Дети обмениваются впечатлениями,ведь первоклассники –это их вчерашние товарищи по группе предшкольной подготовке. На зимних каникулах первоклассники приходят в гости к нам с театрализованными представлениями, с собственноручно изготовленными кормушками для птиц.

В конце года,нужно отметить,что все дети показывают не плохие результаты. Дети читающие,пишущие,но для меня это не столь важно. Главное,что бы мои воспитанники были всесторонне развиты. Учителя начальных классов отмечают, что дети посещающие наши группы предшкольной подготовки подготовлены к школе хорошо. Цель нашей работы по преемственности подготовить ребёнка –дошкольника к успешному восприятию школьной программы, развить у него словесно - логическое мышление, воображение, дать стимул к познанию окружающего мира,обеспечить условия направленные на сохранения здоровья,эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребёнка.

В целях повышения своего профессионального уровня, постоянно знакомлюсь с новинками методической литературы и периодическими изданиями. Занимаюсь изучением новых пособий по данному направлению, совершенствую свое педагогическое мастерство, а также делюсь опытом своей работы на методических объединениях, размещаю их на интернет-сайтах, в социальной сети работников образования. В будущем планирую работать, в данном направлении, повышая свой профессиональный и творческий уровень.


13 января 2023 в 08:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.