ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" (отделение помощи семье,женщинам и детям со стационаром) - персональный сайт воспитателя центра Разумной Зои Виталиевны
|
Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Осенние наблюдения за березой»
Цель:продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года, воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. Задачи: Образовательные:уточнить и обобщить знания о строении лиственных деревьев на примере березы, формировать представление детей об особенностях жизни деревьев осенью, уточнить представление детей о значении деревьев в жизни человека: оздоровительном, эстетическом и хозяйственном. Развивающие: развивать умение различать березу, сравнивать, анализировать, развивать познавательную активность. Воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать желание относиться к растениям бережно, ухаживать за ними. Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций, заучивание загадок, пословиц, стихов о берёзе, разучивание песенки «Во поле березонька стояла» Ход наблюдения: Воспитатель: ребята, мы сегодня на прогулке поговорим об очень красивом дереве. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, с каким же деревом мы будем знакомиться. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. (березы) Белоствольные красавицы дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, а на веточках сережки. (берёза) Воспитатель с детьми идет в гости березкам. Воспитатель: как называется это дерево? Посмотрите, какая она красивая, нарядная. Воспитатель: береза - основной житель российских лесов, распространена по всей территории Российской Федерации. Испокон веков ее использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, сережки, листья, березовый сок- все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Кроме того, считается, что березка благотворно действует на энергетику человека, который находится рядом с ней. Воспитатель: у березы, как и у всех деревьев, есть ветки, ствол, листья и корень. Воспитатель: потрогайте ствол березы. Какой он? (шелковистый, гладкий) Воспитатель: дети, какой ствол по цвету? (черно-белый) Воспитатель: ребята, только у березы ствол белого цвета. У всех остальных деревьев стол темный. Через черные полоски, которые находятся на столе, береза вдыхает грязный воздух, а выдыхает чистый, и этим чистым воздухом мы с вами дышим. (рассказывая, показывает на ствол, на черные полоски). Пальчиковая игра «Берёзка» В поле берёзонька стоит. (дети поднимают руки над головой) Ветер ветки шевелит. (покачивают руками) Весной набухли почки. (сжимают пальцы в кулаки) Раскрылись все листочки. (разжимают кулаки, шевелят пальцами) Чтоб берёзки подрастали. (опускают руки, разводят пальцы в стороны) Чтоб они не засыхали, корни дереву нужны. Почему они важны? (ответы детей) Воспитатель: Прикоснитесь к веточкам. Воспитатель: какие веточки у березы - толстые или тонкие? Какого цвета? Воспитатель: посмотрите, какие листочки у нашей березки. С какой геометрической фигурой можно сравнить лист березы? (треугольником). Какие изменения произошли с березой осенью? Почему листья желтеют и падают с дерева? Их много или мало? Где лежат листья? Кто срывает листочки? Покажите, как будет дуть ветер? Посмотрите, как листочки колышутся на веточке. Воспитатель: осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Воспитатель: листочки у березки маленькие, зелененькие и желтенькие с острым носиком. Давайте попробуем подуть на них. Воспитатель: посмотрите на землю, сколько листочков уже облетело. Когда наступят холода и будут дуть сильные ветра, листочки все станут желтого цвета. Они отцепятся от веточек, будут кружиться в воздухе, словно золотые монетки, и падать на тёмную сырую землю. Воспитатель: покажите, как будут кружиться листочки? (дети кружатся, изображая листочки). Воспитатель: какую пользу приносят листья природе? (корм для насекомых, удобрение для земли, украшение дерева, животные используют как укрывной материал зимой, когда холодно). Воспитатель: как называется явление, когда листочки, словно монетки золотые разносит ветер? (листопад). Воспитатель: ребята, посмотрите на дерево и скажите на какие части можно разделить дерево, и какую функцию они выполняют? (корни удерживают дерево от падения, из почвы забирают влагу и питательные вещества, по стволу двигаются питательные вещества, на ветках растут листья, они дышат и выделяют кислород, необходимый нам для дыхания, листья служат украшением дерева. Воспитатель: берёзы украшают наши города и села. Это красивое дерево. Про берёзу написано много стихотворений, вот одно из них. Белоствольная берёза - Символ Родины моей. Нету деревца другого Сердцу русскому милей. Изумрудная весною, А зимою – в серебре, Машет веткой золотою Всем детишкам в сентябре. Каждый листик, как сердечко, Полюбуйся, погляди. У родимого крылечка Ты берёзку посади. Автор: Агеева И. Воспитатель: берёза символ нашей Родины. Это символ красоты нашей родной природы. Ребята, а вы пробовали берёзовый сок? (ответы детей) Воспитатель: правильно, дети, березовый сок очень вкусный и полезный, но собирать его надо правильно, чтобы не погубить дерево. Березовый сок используется как лекарство при различных болезнях, как витаминное средство. Птицы и животные тоже любят берёзовый сок. Птицы устраивают гнёзда на берёзах. В берёзовых рощах растут грибы. Они так и называются – подберёзовики. Кору берёзы называют береста. Береста - материал прочный: не промокает, не гниёт, поэтому изготавливают из неё различные изделия. Люди пользуются изделиями из бересты и древесины березы, делают мебель, игрушки, украшения и многое другое. Воспитатель предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать:«Красавица- березонька, расти, радуй добрых людей». Почитать детям стихи об осени, берёзе: Лишь осень золотая Лист опалит огнем - Березка облетает, Тоскует под дождём. А. Пушкин Рефлексия. Какие отличительные признаки березы вы можете назвать? (белый, толстый ствол, белая кора с черными точками, листья имеют форму треугольника, красивые ветки, словно косички у девушки) Как называется явление природы, когда желтые листочки падают с деревьев? Какие красивые слова можно сказать о берёзе? Какую пользу приносит людям береза? Подвижная игра «Найди пару листику» Цель: учить детей осторожно двигаться по сигналу, соблюдать правила игры, находить себе пару листика по форме и цвету, развивать двигательную активность детей, закрепить названия деревьев. Листья падают, кружатся И у ног моих ложатся. Я ладошку протяну И один листок возьму. А потом другой и третий. Хороши они, поверьте! Я от осени привет Соберу в большой букет! (Е. Липатова). Подвижная игра «Сделай фигуру». Цель: учить действовать по сигналу, развивать воображение. Ходьба в колонне по одному (или врассыпную) по сигналу воспитателя: На слова воспитателя: «Стоп» - дети останавливаются и выполняют какую-либо «фигуру». Отмечаются «фигуры», выполненные четко, быстро и интересно. Трудовая деятельность. Уборка территории участка Цель: воспитание трудолюбия. Индивидуальная работа. Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать его двумя руками. Цель: развитие внимания, совершенствование координации движений. Благодарю всех, кто заглянул на мою страничку! 13 января 2023 в 07:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.