ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" (отделение помощи семье,женщинам и детям со стационаром) - персональный сайт воспитателя центра Разумной Зои Виталиевны

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района»


В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальныхправовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Профилактическая деятельность учреждения регламентируется:

1. Конвенция ООН о правах ребенка;

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г № 124-ФЗ;

3. Федеральным законом от 24.06.1999 г №120-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", устанавливающим правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества, а также совершающими правонарушения и антиобщественные действия (в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков);

4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ;

5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.

6. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ;

7. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";

8. Письмом Министерства образования и науки России, МВД России и ФСКН России от 21.09.2015 г. № ВФ-1376/6 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях»;

9. Приказ МОРФ от 29.01.2001г. № 237 «Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности»);

10. Письмо МО РФ от 06.11.2001г. № 1313/28-5 «О принятии безотлагательных мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, образовательных, иных детских учреждений»;

Вступление

В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних. В ней отражаются все плюсы и минусы общественного и государственного развития. Безработица, распространение алкоголизма и наркомании усложнили работу в данном направлении.

Основные причины происхождения детской безнадзорности :

1. Материальное неблагополучие:

низкий доход членов семьи

потеря кормильца

безработица члена (членов) семьи

неполная семья

многодетная семья

2. Семейное социальное неблагополучие :

пренебрежение родителей обязанностями по осуществлению контроля, воспитания, обучения и содержания детей

длительное отсутствие (изоляция) одного или обоих родителей (развод, болезнь, командировка)

семейные конфликты

3. Склонность к асоциальному образу жизни, бродяжничеству, психические отклонения, отставание в развитии, агрессия, необучаемость.

Основная часть.

Для достижения положительных результатов в профилактической деятельности в течение 2018-2019 учебного года и реализацию плана работы на год:

1. Профилактика асоциального поведения среди воспитанников.

С целью профилактики асоциальных явлений среди подростков проводится работа по снижению роста правонарушенийпрофилактика употребления ПАВ, беспризорности и безнадзорности.

В профилактической деятельности специалисты социально-психологической службы в коррекционной деятельности используют методические рекомендации с Интернет- ресурсов.

Согласно направлениям, отмеченным в плане работы соцпедагога, профилактическая и коррекционная работа осуществляется с применением разнообразных форм, методов и приё мов работы по следующим видам деятельности:

• Работа с родителями,

• Сотрудничество со структурами системы профилактики,

• Формирование ЗОЖ,

• Участие в творческих делах учреждения,

• Аналитическая и диагностическая деятельность.

Основные мероприятия в рамках профилактической работы проводятся по следующим направлениям :

1. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, употребления ПАВ.

2. Профилактика правонарушенийбезнадзорности, беспризорности среди воспитанников.

3. Профилактика суицидальных попыток.

4. Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием н / летних и детского дорожно-транспортного травматизма.

Профилактическая деятельность учреждения осуществляется силами социально-психологической службой совместно с воспитателями.

Усиление совместной работы со службами системы профилактики, а так же всеми общественными организациями, заинтересованными в решении проблемы воспитания подрастающего поколения.

В рамках реализации программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» особое внимание уделяется занятости детей во внеурочное время

В летний период ежегодно направляются в оздоровительные лагеря, где школьники получают сбалансированное питание, активно участвуют в различных мероприятиях и акциях, развивают свой творческий потенциал. Всё это способствует формированию у подростков положительных стремлений, активной жизненной позиции, здорового образа жизни, умений правильно распределять своё время.

В учреждении осуществляется строгий контроль за посещением обучающимися учебных занятий. Воспитанники центра пропускают учебные занятия только по уважительным причинам.

Кризисные явления в обществе в условиях существующей нестабильности увеличивают число детей и подростков, попадающих в трудные жизненные ситуации. Среди причин можно отметить ухудшение условий жизни семьи, низкий материальный уровень, падение нравственных устоев. С целью осуществления контроля над условиями жизни семьи соцпедагог обследуют семьи воспитанников центра, составляют акты обследования.

С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения воспитанников центраправового просвещения, в учреждении проводятся следующие мероприятия:

• встречи с работниками правоохранительных органов;

• занятия по правовому воспитанию : «Подросток и закон»«Как не стать жертвой преступления»«Виды правовой ответственности несовершеннолетних»«Разрешение конфликтов без насилия»«Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок»«Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и её возникновении», «Какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации»;

• просмотр видеороликов «Горькая правда о пиве»«Смерть от курения»«10 причин, по которым не стоит пробовать наркотики»;

• анкетирование обучающихся «Жестокое обращение с детьми и подростками в семье

• индивидуальные профилактические беседы с детьми по темам: «Правила поведения»«Соблюдение режима дня школьника».

Педагогический коллектив учреждения продолжает целенаправленную профилактическую работу как с воспитанниками центра, так и с их родителями.

Заключение.

Для оказания социально- педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, необходимы следующие мероприятия:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и воспитателей, позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими детьми.

2. 2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные отсутствия

3. Работа с Семьями, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение.

4. Обеспечение организации спортивных секций и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

5. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся во внеурочную работу, занятия спортом- одно из важнейших направлений, способствующее формированию законопослушного поведения.

6. Проведение индивидуальной воспитательной работы.

Воспитатели проводят беседы и консультации с воспитанниками центра и родителями (законными представителями).

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, а именно - молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль.

Профилактическая работа с воспитанниками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.

Задача коллектива учреждения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольного и школьного возраста.

В системе профилактической деятельности дошкольного учреждения выделяют два направления : меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех воспитанников в активную деятельность и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении воспитанников и семей, нуждающихся в особом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Деятельность учреждения по обеспечению защиты прав несовершеннолетних складывается из совокупности работы по нескольким направлениям :

1. выявление семей группы риска, работа с неблагополучными семьями;

2. формирование Здорового образа жизни;

3. профилактика наркозависимости, алкоголизма среди родителей;

4. патриотическое воспитание и воспитание гражданственности;

По всем этим направлениям составлены планы работы.

Выявление семей группы риска и работа по выявлению неблагополучных детей строиться из совместной работы с КДН.

Большая работа проводится с воспитанниками стационара.

Работа с воспитанниками:

Формирование навыков успешного социального развития воспитанников осуществлялось через следующие основные виды активной деятельности ребенка:

1. Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.

2. Чтение художественной литературы, устный народный фольклор.

3. Проведение тематических занятий и праздников.

4. Участие в творческих конкурсах.

Эффективным методом повышения педагогической компетенции родителей является организация индивидуальных консультаций с родителями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для этого в учреждении проводятся мероприятия различной направленности, в которых дети и родители принимают самое активное участие:

- праздники и развлечения ко Дню матери, к 23 февраля, к 8 марта и т. д. ;

- спортивные соревнования, дни здоровья, веселые старты, часы подвижных игр, утренняя гимнастика;

- выставки рисунков и декоративно-прикладного творчества.

Привлекая детей к творческой и досуговой деятельности, мы отвлекаем их от негативного воздействия окружающего социума.

Большая работа проводится воспитателями групп по проблеме межличностных отношений между детьми.

Таким образом, в учреждении сложилась и постоянно работает система по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, предполагаемый результат которой - повышение уровня воспитанности детей, обеспечение их эмоционального благополучия.

Какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.

13 января 2023 в 07:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.