ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" (отделение помощи семье,женщинам и детям со стационаром) - персональный сайт воспитателя центра Разумной Зои Виталиевны
|
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района»
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении. Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия. Профилактическая деятельность учреждения регламентируется: 1. Конвенция ООН о правах ребенка; 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г № 124-ФЗ; 3. Федеральным законом от 24.06.1999 г №120-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", устанавливающим правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества, а также совершающими правонарушения и антиобщественные действия (в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков); 4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ; 5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. 6. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ; 7. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; 8. Письмом Министерства образования и науки России, МВД России и ФСКН России от 21.09.2015 г. № ВФ-1376/6 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях»; 9. Приказ МОРФ от 29.01.2001г. № 237 «Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности»); 10. Письмо МО РФ от 06.11.2001г. № 1313/28-5 «О принятии безотлагательных мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, образовательных, иных детских учреждений»; Вступление В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних. В ней отражаются все плюсы и минусы общественного и государственного развития. Безработица, распространение алкоголизма и наркомании усложнили работу в данном направлении. Основные причины происхождения детской безнадзорности : 1. Материальное неблагополучие: низкий доход членов семьи потеря кормильца безработица члена (членов) семьи неполная семья многодетная семья 2. Семейное социальное неблагополучие : пренебрежение родителей обязанностями по осуществлению контроля, воспитания, обучения и содержания детей длительное отсутствие (изоляция) одного или обоих родителей (развод, болезнь, командировка) семейные конфликты 3. Склонность к асоциальному образу жизни, бродяжничеству, психические отклонения, отставание в развитии, агрессия, необучаемость. Основная часть. Для достижения положительных результатов в профилактической деятельности в течение 2018-2019 учебного года и реализацию плана работы на год: 1. Профилактика асоциального поведения среди воспитанников. С целью профилактики асоциальных явлений среди подростков проводится работа по снижению роста правонарушений, профилактика употребления ПАВ, беспризорности и безнадзорности. В профилактической деятельности специалисты социально-психологической службы в коррекционной деятельности используют методические рекомендации с Интернет- ресурсов. Согласно направлениям, отмеченным в плане работы соцпедагога, профилактическая и коррекционная работа осуществляется с применением разнообразных форм, методов и приё мов работы по следующим видам деятельности: • Работа с родителями, • Сотрудничество со структурами системы профилактики, • Формирование ЗОЖ, • Участие в творческих делах учреждения, • Аналитическая и диагностическая деятельность. Основные мероприятия в рамках профилактической работы проводятся по следующим направлениям : 1. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, употребления ПАВ. 2. Профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди воспитанников. 3. Профилактика суицидальных попыток. 4. Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием н / летних и детского дорожно-транспортного травматизма. Профилактическая деятельность учреждения осуществляется силами социально-психологической службой совместно с воспитателями. Усиление совместной работы со службами системы профилактики, а так же всеми общественными организациями, заинтересованными в решении проблемы воспитания подрастающего поколения. В рамках реализации программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» особое внимание уделяется занятости детей во внеурочное время В летний период ежегодно направляются в оздоровительные лагеря, где школьники получают сбалансированное питание, активно участвуют в различных мероприятиях и акциях, развивают свой творческий потенциал. Всё это способствует формированию у подростков положительных стремлений, активной жизненной позиции, здорового образа жизни, умений правильно распределять своё время. В учреждении осуществляется строгий контроль за посещением обучающимися учебных занятий. Воспитанники центра пропускают учебные занятия только по уважительным причинам. Кризисные явления в обществе в условиях существующей нестабильности увеличивают число детей и подростков, попадающих в трудные жизненные ситуации. Среди причин можно отметить ухудшение условий жизни семьи, низкий материальный уровень, падение нравственных устоев. С целью осуществления контроля над условиями жизни семьи соцпедагог обследуют семьи воспитанников центра, составляют акты обследования. С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения воспитанников центра, правового просвещения, в учреждении проводятся следующие мероприятия: • встречи с работниками правоохранительных органов; • занятия по правовому воспитанию : «Подросток и закон», «Как не стать жертвой преступления», «Виды правовой ответственности несовершеннолетних», «Разрешение конфликтов без насилия», «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и её возникновении», «Какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации»; • просмотр видеороликов «Горькая правда о пиве», «Смерть от курения», «10 причин, по которым не стоит пробовать наркотики»; • анкетирование обучающихся «Жестокое обращение с детьми и подростками в семье • индивидуальные профилактические беседы с детьми по темам: «Правила поведения», «Соблюдение режима дня школьника». Педагогический коллектив учреждения продолжает целенаправленную профилактическую работу как с воспитанниками центра, так и с их родителями. Заключение. Для оказания социально- педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, необходимы следующие мероприятия: 1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и воспитателей, позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими детьми. 2. 2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные отсутствия 3. Работа с Семьями, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение. 4. Обеспечение организации спортивных секций и привлечение к участию в них несовершеннолетних. 5. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся во внеурочную работу, занятия спортом- одно из важнейших направлений, способствующее формированию законопослушного поведения. 6. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Воспитатели проводят беседы и консультации с воспитанниками центра и родителями (законными представителями). Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, а именно - молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Профилактическая работа с воспитанниками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Задача коллектива учреждения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольного и школьного возраста. В системе профилактической деятельности дошкольного учреждения выделяют два направления : меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех воспитанников в активную деятельность и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении воспитанников и семей, нуждающихся в особом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном уровне. Деятельность учреждения по обеспечению защиты прав несовершеннолетних складывается из совокупности работы по нескольким направлениям : 1. выявление семей группы риска, работа с неблагополучными семьями; 2. формирование Здорового образа жизни; 3. профилактика наркозависимости, алкоголизма среди родителей; 4. патриотическое воспитание и воспитание гражданственности; По всем этим направлениям составлены планы работы. Выявление семей группы риска и работа по выявлению неблагополучных детей строиться из совместной работы с КДН. Большая работа проводится с воспитанниками стационара. Работа с воспитанниками: Формирование навыков успешного социального развития воспитанников осуществлялось через следующие основные виды активной деятельности ребенка: 1. Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры. 2. Чтение художественной литературы, устный народный фольклор. 3. Проведение тематических занятий и праздников. 4. Участие в творческих конкурсах. Эффективным методом повышения педагогической компетенции родителей является организация индивидуальных консультаций с родителями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Для этого в учреждении проводятся мероприятия различной направленности, в которых дети и родители принимают самое активное участие: - праздники и развлечения ко Дню матери, к 23 февраля, к 8 марта и т. д. ; - спортивные соревнования, дни здоровья, веселые старты, часы подвижных игр, утренняя гимнастика; - выставки рисунков и декоративно-прикладного творчества. Привлекая детей к творческой и досуговой деятельности, мы отвлекаем их от негативного воздействия окружающего социума. Большая работа проводится воспитателями групп по проблеме межличностных отношений между детьми. Таким образом, в учреждении сложилась и постоянно работает система по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, предполагаемый результат которой - повышение уровня воспитанности детей, обеспечение их эмоционального благополучия. Какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья. 13 января 2023 в 07:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.