ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" (отделение помощи семье,женщинам и детям со стационаром) - персональный сайт воспитателя центра Разумной Зои Виталиевны

Занятие-экскурсия по экологическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность) «Природа зимой»


Зоя Разумная 
Занятие-экскурсия по экологическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность) «Природа зимой»

Занятие-экскурсия по экологическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность) «Природа зимой»

detsad-358845-1485012616.jpg

Цель: получение экологических знаний в ходе наблюдений за состоянием зимней природы.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления «признаки зимы», продолжить формирование умений наблюдать природу и вести записи, продолжать знакомить детей о приспособленности растений к зимним условиям, к размножению с помощью семян и ветра, упражнять детей в нахождении деревьев по внешним признакам: стволу, почкам, семенам, учить детей распознавать следы на снегу зимующих птиц.

Развивающие: развивать познавательный интерес, умение работать в группе, развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования, развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания, развивать стремление изучать свой родной край.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости и восхищения родным краем, воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы.

Оборудование: блокноты, лопата, снегомерная рейка, уличный термометр, корзинка, инструкции к наблюдениям.

Место проведения экскурсии: окрестности центра, школьный сад.

Подготовка воспитателя к экскурсии:

1. Спланировать маршрут экскурсии.

2. Приготовить карточки- задания.

3. Провести беседу об охране природы.

Подготовка детей к экскурсии:

1. Беседа с детьми о различных видах деревьев, кустарников, зимующих птицах.

2. Рассматривание фотографий и картинок с изображением деревьев, кустарников, животных и зимующих птиц.

Ход экскурсии:

Организационный момент.

Воспитатель: дети, отгадайте загадку.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

Воспитатель: Про какое время года можно так сказать?

А как вы догадались, что это зима? (на санках прокатила, запорошила дорожки, разукрасила окошки)

Воспитатель: А кому нравится зима? (ответы детей)

Воспитатель: Почему вам нравится зима? (много снега, можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в хоккей)

Воспитатель: Как вы думаете, а когда зимой бывает плохо? Почему?

(бывают очень сильные морозы, метели, бураны, можно простудиться и заболеть, дни корче, солнце светит, но не греет)

Воспитатель: Дети, вы много знаете о самом холодном времени года. Когда мы ходим на прогулки, наблюдаем, присматриваемся к окружающему миру.

Воспитатель: Сегодня мы совершим экскурсию. Наша экскурсия называется «Природа зимой».

Сообщение прогноза погоды (состояние неба, осадки, наличие ветра, температура воздуха)

Воспитатель: дети, отгадайте загадку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Воспитатель: Правильно, снежинка. Рассмотрите снежинку, запомните ее строение, чтобы в группе мы смогли ее нарисовать.

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он на солнышке румяный,

Под луною голубой.

Он за ворот и в карманы

Залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый,

И пушистый, как медведь,

Раскидай его лопатой,

Назови его, ответь. (Снег)

Воспитатель: Как мы можем определить глубину снега? (взять палочку, воткнуть ее в снег, заметить границу)

Воспитатель: Снег, как книга, на которой можно многое прочесть. Давайте попытаемся это сделать. Что вы прочли?

Дети находят следы птиц, угадывают, чьи они.

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет.

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан. (иней)

Воспитатель: Кто из вас наблюдал это явление? (дети делятся своими впечатлениями)

detsad-358845-1485011764.jpgdetsad-358845-1485011808.jpgdetsad-358845-1485011830.jpgdetsad-358845-1485011848.jpgdetsad-358845-1485011875.jpgdetsad-358845-1485011891.jpgdetsad-358845-1485011971.jpgdetsad-358845-1485017842.jpgdetsad-358845-1485011989.jpgdetsad-358845-1485012009.jpgdetsad-358845-1485012029.jpgdetsad-358845-1485012057.jpgdetsad-358845-1485018381.jpgdetsad-358845-1485018431.jpg

Наблюдения за деревьями и кустарниками.

Воспитатель: Послушайте загадку:

Не заботясь о погоде.

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Дети с воспитателем подходят к березкам.

Воспитатель: Дети, что это за деревья? (березы)

detsad-358845-1485017893.jpgdetsad-358845-1485012145.jpg

Воспитатель: Как вы их узнали? (по стволу)

detsad-358845-1485012206.jpg

Воспитатель: Рассмотрим ветви берез. Какие они?

detsad-358845-1485012275.jpgdetsad-358845-1485017928.jpgdetsad-358845-1485012319.jpg

Воспитатель: У березок очень много тонких веточек и они кажутся пушистыми, нежными, как легкий, воздушный узор на голубом небе.

Воспитатель: Давайте рассмотрим внимательно березовые почки. Какие они? Как они расположены на ветке?

detsad-358845-1485012295.jpgdetsad-358845-1485012553.jpgdetsad-358845-1485012616.jpgdetsad-358845-1485012654.jpg

Воспитатель: Страшны ли им морозы и ветра? Почему?

Воспитатель: Каких соседей березок вы знаете? Найдите их?

Дети вместе с воспитателем рассматривают кустарник сирени.

Вспоминают, чем кустарник отличается от дерева.

detsad-358845-1485012720.jpgdetsad-358845-1485012739.jpgdetsad-358845-1485012755.jpg

Исследование кустарника - калина гордовина.

detsad-358845-1485012794.jpgdetsad-358845-1485012833.jpgdetsad-358845-1485012851.jpgdetsad-358845-1485012872.jpgdetsad-358845-1485012904.jpgdetsad-358845-1485012924.jpgdetsad-358845-1485012947.jpg

Затем подходят к нарядному невысокому дереву.

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист – ладошкой,

С длинной ножкой. (Клён)

Воспитатель: Ребята, взгляните на дерево. Почему оно выглядит нарядным?

detsad-358845-1485016312.jpgdetsad-358845-1485017995.jpgdetsad-358845-1485016252.jpgdetsad-358845-1485016285.jpgdetsad-358845-1485018471.jpg

Воспитатель: Что это за крылышки?

Воспитатель: Зачем крылышки нужны дереву?

Воспитатель: Кто знает как называется дерево? (Клен)

Воспитатель: Рассмотрите почки клена. Похожи ли они на березовые почки?

Воспитатель: Обратим внимание на снежный покров. Глубокий ли он? (измеряем)

Воспитатель: Какую пользу снег приносит всем растениям?

Воспитатель: Обратим внимание на упавшие семена деревьев. Пройдет немало времени, прежде чем одно из этих семечек попадет на землю и вырастит молодое деревце.

Воспитатель:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель, сосна)

detsad-358845-1485016413.jpgdetsad-358845-1485016618.jpgdetsad-358845-1485016640.jpgdetsad-358845-1485018538.jpgdetsad-358845-1485016669.jpg

Воспитатель: Как изменился вид хвойных деревьев?

Воспитатель: Есть ли на ветвях деревьев на его кроне снег, много ли его? (много)

Воспитатель: Легко ли деревьям держать такую снеговую шапку? (тяжело)

Воспитатель: Что может случиться с ветвями деревьев? (сломаются)

Воспитатель: Чем мы можем помочь нашим друзьям? (осторожно стряхнем снег с ветвей)

Дети расходятся и оказывают посильную помощь деревьям.

Изменения в мире животных

Воспитатель: Что произошло с животными с наступлением холодов?

Воспитатель: Где находят укрытие насекомые зимой?

Воспитатель: Холод загнал насекомых в убежище. Отсутствие корма заставил впасть животных в спячку.

detsad-358845-1485016104.jpgdetsad-358845-1485016122.jpgdetsad-358845-1485016156.jpgdetsad-358845-1485019040.jpgdetsad-358845-1485019078.jpg

Наблюдение за птицами.

Воспитатель: Послушайте загадки.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает. (Воробей)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (снегири)

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются у нас зимой? (зимующие)

detsad-358845-1485016512.jpgdetsad-358845-1485016545.jpgdetsad-358845-1485018635.jpgdetsad-358845-1485088998.jpgdetsad-358845-1485018577.jpgdetsad-358845-1485089028.jpg

Воспитатель: Что изменилось в их поведении?

Воспитатель: Трудно птицам зимой, особенно в сильные морозы и метели, много птиц гибнет от холода и голода.

Воспитатель читает стихотворение:

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жульку:

в ее конуре такой же морозище,

как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

Воспитатель: Как мы можем помочь птицам? (сделаем кормушки)

detsad-358845-1485088966.jpg

Самостоятельная исследовательская деятельность детей. (метод: наблюдение за природой, ииследование)

Задание №1 (инструкция)

Изучение снега.

1. Определить цвет снега.

2. Определить влажность снега (взять лопатой немного снега, наклонить лопату, если снег полностью ссыпается с лопаты – он сухой, если на лопате остаются комочки снега – влажный, если с лопаты льется вода, а снег собирается комом - он сырой).

3. Определение твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь – он мягкий, если в снег входит только палец – он твердый, а если в снег входят только острые предметы (лопата, нож) – он жесткий.

4. Глубина снега (с помощью линейки определить глубину снега в разных участках сада под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности) Объяснить, почему показатели разные?

Задание № 2 (инструкция)

Изучение снежного покрова.

1. Выкопать снежную яму до почвы.

2. Одну сторону ямы разровнять лопатой вертикально, рассмотреть слои снега.

3. Подсчитать количество слоев снега: белых, серых, черных.

4. Зарисовать все слои снега в соответствии с их толщиной.

5. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась этой зимой).

6. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова. (почему она разная, почему у поверхности покрова она выше, какое значение имеет снег в живой природе).

Задание № 3 (инструкция)

Деревья и кустарники зимой.

1. Зарисовать (сфотографировать) силуэты деревьев и кустарников (не менее 3).

2. Назвать растения.

3. Собрать плоды растений.

Задание № 4 (инструкция)

Наблюдение за птицами.

1. Название птицы

2. Цвет оперения птицы

3. Что ест птица

4. Что делает птица

5. Зарисовать след птицы

6. Зарисовать траекторию (путь) полета

Задание № 5 (инструкция)

Наблюдения за животными

1. Назвать животное.

2. Чем занято животное.

3. Зарисовать следы.

Беседа по итогам исследования.

Воспитатель: Какие деревья и кустарники вы встретили и зарисовали? (липа, береза, ель, клен, сирень, туя, калина гордовина)

Воспитатель: Какие плоды и семена собрали? (березы, сирени, клена,калины гордовина, мальвии)

Воспитатель: Почему собранных вами плодов меньше чем зарисованных деревьев?

Воспитатель: Почему во время экскурсии нам встретилось только одно животное-собака?

Воспитатель: Каких зимующих птиц мы сегодня увидели?

Воспитатель: Сделайте вывод о свойствах снега.

Цвет снега - серо – белый. Снег влажный, так как на лопате остаются комочки снега.

В снег легко входит вся ладонь, поэтому снег мягкий.

Измеряя глубину снега, мы выяснили, что глубина снега под деревом равна 20 см, под кустом 17 см, а на ровной поверхности 14 см.

Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной поверхности его выдувает ветер.

Выяснили, что температура у поверхности снега составляет 0 °C, так как температура воздуха составляет 0 - +1 °C, температура у поверхности почвы +9 °C, снег защищает почву от холода.

Далее мы наблюдали за слоями снега, измерив, весь снежный покров мы отметили, что высота снежного покрова – 25 см., объясняется тем, что зима была малоснежная.

Первый снег выпал в ноябре – 5см., второй слой серого снега составил – 4 см., снег такого цвета, потому что погода была переменчива.

В начале декабря выпал совсем тонкий слой снега, по слою было видно, что он черного цвета.

В конце декабря, начале января была более снежная погода, по слоям мы увидели, что после черного снега идет слой белого, далее серый и это говорит о том, что в январе так же была переменчивая погода, ну и последний слой был белого цвета, составляет он – 7 см.

Проводя данный опыт, мы можем сделать вывод, что зима была малоснежная.

Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!

ссылка

21 июля 2019 в 08:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.