ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" (отделение помощи семье,женщинам и детям со стационаром) - персональный сайт воспитателя центра Разумной Зои Виталиевны
|
Занятие-экскурсия по экологическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность) «Природа зимой»Зоя Разумная
Занятие-экскурсия по экологическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность) «Природа зимой»Цель: получение экологических знаний в ходе наблюдений за состоянием зимней природы. Задачи: Образовательные: сформировать представления «признаки зимы», продолжить формирование умений наблюдать природу и вести записи, продолжать знакомить детей о приспособленности растений к зимним условиям, к размножению с помощью семян и ветра, упражнять детей в нахождении деревьев по внешним признакам: стволу, почкам, семенам, учить детей распознавать следы на снегу зимующих птиц. Развивающие: развивать познавательный интерес, умение работать в группе, развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования, развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания, развивать стремление изучать свой родной край. Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости и восхищения родным краем, воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы. Оборудование: блокноты, лопата, снегомерная рейка, уличный термометр, корзинка, инструкции к наблюдениям. Место проведения экскурсии: окрестности центра, школьный сад. Подготовка воспитателя к экскурсии: 1. Спланировать маршрут экскурсии. 2. Приготовить карточки- задания. 3. Провести беседу об охране природы. Подготовка детей к экскурсии: 1. Беседа с детьми о различных видах деревьев, кустарников, зимующих птицах. 2. Рассматривание фотографий и картинок с изображением деревьев, кустарников, животных и зимующих птиц. Ход экскурсии: Организационный момент. Воспитатель: дети, отгадайте загадку. Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой) Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (зима) Воспитатель: Про какое время года можно так сказать? А как вы догадались, что это зима? (на санках прокатила, запорошила дорожки, разукрасила окошки) Воспитатель: А кому нравится зима? (ответы детей) Воспитатель: Почему вам нравится зима? (много снега, можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в хоккей) Воспитатель: Как вы думаете, а когда зимой бывает плохо? Почему? (бывают очень сильные морозы, метели, бураны, можно простудиться и заболеть, дни корче, солнце светит, но не греет) Воспитатель: Дети, вы много знаете о самом холодном времени года. Когда мы ходим на прогулки, наблюдаем, присматриваемся к окружающему миру. Воспитатель: Сегодня мы совершим экскурсию. Наша экскурсия называется «Природа зимой». Сообщение прогноза погоды (состояние неба, осадки, наличие ветра, температура воздуха) Воспитатель: дети, отгадайте загадку. Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка) Воспитатель: Правильно, снежинка. Рассмотрите снежинку, запомните ее строение, чтобы в группе мы смогли ее нарисовать. Он летает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. Он на солнышке румяный, Под луною голубой. Он за ворот и в карманы Залетает нам с тобой. Он и белый, и мохнатый, И пушистый, как медведь, Раскидай его лопатой, Назови его, ответь. (Снег) Воспитатель: Как мы можем определить глубину снега? (взять палочку, воткнуть ее в снег, заметить границу) Воспитатель: Снег, как книга, на которой можно многое прочесть. Давайте попытаемся это сделать. Что вы прочли? Дети находят следы птиц, угадывают, чьи они. Не снег и не лед, А серебром деревья уберет. Не колючий, светло-синий По кустам развешан. (иней) Воспитатель: Кто из вас наблюдал это явление? (дети делятся своими впечатлениями) Наблюдения за деревьями и кустарниками. Воспитатель: Послушайте загадку: Не заботясь о погоде. В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (Береза) Дети с воспитателем подходят к березкам. Воспитатель: Дети, что это за деревья? (березы) Воспитатель: Как вы их узнали? (по стволу) Воспитатель: Рассмотрим ветви берез. Какие они? Воспитатель: У березок очень много тонких веточек и они кажутся пушистыми, нежными, как легкий, воздушный узор на голубом небе. Воспитатель: Давайте рассмотрим внимательно березовые почки. Какие они? Как они расположены на ветке? Воспитатель: Страшны ли им морозы и ветра? Почему? Воспитатель: Каких соседей березок вы знаете? Найдите их? Дети вместе с воспитателем рассматривают кустарник сирени. Вспоминают, чем кустарник отличается от дерева. Исследование кустарника - калина гордовина. Затем подходят к нарядному невысокому дереву. Сучки рогатые, Плоды крылатые, А лист – ладошкой, С длинной ножкой. (Клён) Воспитатель: Ребята, взгляните на дерево. Почему оно выглядит нарядным? Воспитатель: Что это за крылышки? Воспитатель: Зачем крылышки нужны дереву? Воспитатель: Кто знает как называется дерево? (Клен) Воспитатель: Рассмотрите почки клена. Похожи ли они на березовые почки? Воспитатель: Обратим внимание на снежный покров. Глубокий ли он? (измеряем) Воспитатель: Какую пользу снег приносит всем растениям? Воспитатель: Обратим внимание на упавшие семена деревьев. Пройдет немало времени, прежде чем одно из этих семечек попадет на землю и вырастит молодое деревце. Воспитатель: Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель, сосна) Воспитатель: Как изменился вид хвойных деревьев? Воспитатель: Есть ли на ветвях деревьев на его кроне снег, много ли его? (много) Воспитатель: Легко ли деревьям держать такую снеговую шапку? (тяжело) Воспитатель: Что может случиться с ветвями деревьев? (сломаются) Воспитатель: Чем мы можем помочь нашим друзьям? (осторожно стряхнем снег с ветвей) Дети расходятся и оказывают посильную помощь деревьям. Изменения в мире животных Воспитатель: Что произошло с животными с наступлением холодов? Воспитатель: Где находят укрытие насекомые зимой? Воспитатель: Холод загнал насекомых в убежище. Отсутствие корма заставил впасть животных в спячку. Наблюдение за птицами. Воспитатель: Послушайте загадки. Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает. (Воробей) Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это. (снегири) Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел) Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются у нас зимой? (зимующие) Воспитатель: Что изменилось в их поведении? Воспитатель: Трудно птицам зимой, особенно в сильные морозы и метели, много птиц гибнет от холода и голода. Воспитатель читает стихотворение: Морозы жестокие в этом году. Тревожно за яблоньку в нашем саду. Тревожно за Жульку: в ее конуре такой же морозище, как на дворе. Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, и тогда Им будет легко пережить холода. Воспитатель: Как мы можем помочь птицам? (сделаем кормушки) Самостоятельная исследовательская деятельность детей. (метод: наблюдение за природой, ииследование) Задание №1 (инструкция) Изучение снега. 1. Определить цвет снега. 2. Определить влажность снега (взять лопатой немного снега, наклонить лопату, если снег полностью ссыпается с лопаты – он сухой, если на лопате остаются комочки снега – влажный, если с лопаты льется вода, а снег собирается комом - он сырой). 3. Определение твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь – он мягкий, если в снег входит только палец – он твердый, а если в снег входят только острые предметы (лопата, нож) – он жесткий. 4. Глубина снега (с помощью линейки определить глубину снега в разных участках сада под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности) Объяснить, почему показатели разные? Задание № 2 (инструкция) Изучение снежного покрова. 1. Выкопать снежную яму до почвы. 2. Одну сторону ямы разровнять лопатой вертикально, рассмотреть слои снега. 3. Подсчитать количество слоев снега: белых, серых, черных. 4. Зарисовать все слои снега в соответствии с их толщиной. 5. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась этой зимой). 6. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова. (почему она разная, почему у поверхности покрова она выше, какое значение имеет снег в живой природе). Задание № 3 (инструкция) Деревья и кустарники зимой. 1. Зарисовать (сфотографировать) силуэты деревьев и кустарников (не менее 3). 2. Назвать растения. 3. Собрать плоды растений. Задание № 4 (инструкция) Наблюдение за птицами. 1. Название птицы 2. Цвет оперения птицы 3. Что ест птица 4. Что делает птица 5. Зарисовать след птицы 6. Зарисовать траекторию (путь) полета Задание № 5 (инструкция) Наблюдения за животными 1. Назвать животное. 2. Чем занято животное. 3. Зарисовать следы. Беседа по итогам исследования. Воспитатель: Какие деревья и кустарники вы встретили и зарисовали? (липа, береза, ель, клен, сирень, туя, калина гордовина) Воспитатель: Какие плоды и семена собрали? (березы, сирени, клена,калины гордовина, мальвии) Воспитатель: Почему собранных вами плодов меньше чем зарисованных деревьев? Воспитатель: Почему во время экскурсии нам встретилось только одно животное-собака? Воспитатель: Каких зимующих птиц мы сегодня увидели? Воспитатель: Сделайте вывод о свойствах снега. Цвет снега - серо – белый. Снег влажный, так как на лопате остаются комочки снега. В снег легко входит вся ладонь, поэтому снег мягкий. Измеряя глубину снега, мы выяснили, что глубина снега под деревом равна 20 см, под кустом 17 см, а на ровной поверхности 14 см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной поверхности его выдувает ветер. Выяснили, что температура у поверхности снега составляет 0 °C, так как температура воздуха составляет 0 - +1 °C, температура у поверхности почвы +9 °C, снег защищает почву от холода. Далее мы наблюдали за слоями снега, измерив, весь снежный покров мы отметили, что высота снежного покрова – 25 см., объясняется тем, что зима была малоснежная. Первый снег выпал в ноябре – 5см., второй слой серого снега составил – 4 см., снег такого цвета, потому что погода была переменчива. В начале декабря выпал совсем тонкий слой снега, по слою было видно, что он черного цвета. В конце декабря, начале января была более снежная погода, по слоям мы увидели, что после черного снега идет слой белого, далее серый и это говорит о том, что в январе так же была переменчивая погода, ну и последний слой был белого цвета, составляет он – 7 см. Проводя данный опыт, мы можем сделать вывод, что зима была малоснежная. Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку! 21 июля 2019 в 08:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.