ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" (отделение помощи семье,женщинам и детям со стационаром) - персональный сайт воспитателя центра Разумной Зои Виталиевны
|
Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за березами осенью»Зоя Разумная
Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за березами осенью"Цель: формировать знания об отличительных особенностях березы, учить видеть красоту природы. Задачи: Образовательные: познакомить со строением березы, изучить форму и цвет листьев березы, среду, где растет, учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, устанавливать причинно - следственные связи, пополнять словарный запас детей, учить детей слушать, понимать и запоминать художественное слово. Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, воображение. Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Предварительная работа: показ иллюстраций с изображением березы, чтение стихотворений, сказок, разгадывание загадок. Ход наблюдения: Воспитатель: ребята, мы сегодня пойдем в гости к любимому и очень красивому дереву. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, что это за дерево? Вы меня узнаете по простой примете- Нет дерева белей на свете. (ответы детей) Накинута на спинку Зеленая косынка, А платьице в полоску. Ты узнаешь. (березку) Воспитатель: кто знает, как ласково называют березу? (белоствольная красавица) Воспитатель: правильно, береза - белоствольная красавица в зелёном платочке, с нежными серёжками. Воспитатель: ребята, обратите внимание, какие березки красивые, стройные. Давайте посмотрим на них и полюбуемся их красотой. Послушайте стихотворение Т. А. Шорыгиной «Береза»: Березка белый Сарафан надела, Кудри завила, Косы заплела. До чего же хороша, Словно девица-душа! Воспитатель: на Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. Послушайте стихотворение А. Прокофьева Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Воспитатель: какие еще деревья растут у нас на участке? (ответы детей) Воспитатель: скажите, по какому характерному признаку можно отличить березу от остальных деревьев? (кора у березы белая с черными черточками) Воспитатель: правильно, дети, природа наделила это дерево белой корой с черными полосками, ажурной кроной. Белая кора березы называется береста. У молоденьких берез она гладкая. Потрогайте ее рукой. Через эти черные точки и полоски береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев. Воспитатель: какие листья у берез? (с зазубринами по краям, похожи на сердечки) Воспитатель: какое сейчас время года? (осень) Воспитатель: какие изменения происходят в жизни растений осенью? (деревья сбрасывают листья) Воспитатель: внимательно посмотрите на березы. Какие изменения произошли с ними. (у берез начинают желтеть листья) Воспитатель: осенью листочки на березе начинают желтеть, это происходит потому, что солнышко уже меньше светит, ночи становятся длиннее. Света растения получают меньше и хлорофилл (вещество, которое отвечает за зеленый цвет листьев, разрушается. Листопад - это процесс, сбрасывания листвы растениями. Все полезные вещества из листьев переходят в дерево, так как они готовятся к зиме. Черешок теперь слабо держится за ветку и когда дует ветер, он легко отрывается. Человек помогает деревьям готовиться к зиме, обрезает старые сухие ветки и красит стволы специальной краской от солнечных ожогов зимой. Воспитатель: существует народная примета: если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки, то весна будет ранняя, если начнут желтеть снизу быть поздней весне. Динамическая пауза "Подул осенний ветерок". Воспитатель: Подул осенний ветерок. (дети держат перед собой листья деревьев, делают вдох носом и медленно и плавно дуют на них) Воспитатель: Полетели осенние листочки. Мы осенние листочки, Мы летаем (дети бегают) Мы кружимся (кружатся) И на землю плавно мы ложимся (присаживаются, кладут листья на пол) Воспитатель: кто из вас знает, что означает слово «береза»? (ответы детей) Воспитатель: слово «береза» означает «Белый». Дерево назвали так по цвету коры. Береза красивое дерево в любое время года. Послушайте стихотворение «Березка» И. Семеновой. Это модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубке белой -зимой, Вся в сережках - весной, Сарафан зеленый -летом, В день осенний -в плащ одета. Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит. Воспитатель: потрогайте, погладьте крону березки. Полюбуйтесь, в какой красивый белый сарафан с черными кармашками наряжается русская красавица. Воспитатель: дети, давайте встанем под дерево и посмотрите вверх. Что вы видите? (много веток) Воспитатель: как вы думаете, на что похожи веточки березы? (ответы детей) Воспитатель: веточки березки похожи на косички. Они длинные, тонкие, как кудри. Воспитатель: ребята, обратите внимание, что березки выстроились в ряд, как добрые подружки. Они растут рядом и в плохую, ветреную погоду помогают друг другу. Когда им грустно, Березки шелестят листочками, «разговаривают» и веселят друг друга. Воспитатель: Берёзу любят не только за красоту, она приносит людям огромную пользу. Березовые поленья используют для отопления печей в домах. Из веточек березы делают веники, чтобы париться в бане и быть здоровым. Листья сушат для чая, который укрепляет здоровье. Целительными являются сок и березовые почки. А кто из вас пробовал березовый сок? (ответы детей) Воспитатель: правильно, дети, березовый сок очень вкусный и полезный, но собирать его надо правильно, чтобы не погубить дерево. Кору берёзы называют береста. Береста - материал прочный: не промокает, не гниёт, поэтому изготавливают из неё различные изделия. Люди пользуются изделиями из бересты и древесины березы, делают мебель, игрушки, украшения и многое другое. Рефлексия: Что произошло с листочками березы? Чем березка отличается от других деревьев? Какую пользу приносит людям береза? Подвижная игра «Сделай фигуру». Цель: учить действовать по сигналу, развивать воображение. Ходьба в колонне по одному (или врассыпную) по сигналу воспитателя: На слова воспитателя: «Стоп» - дети останавливаются и выполняют какую-либо «фигуру». Отмечаются «фигуры», выполненные четко, быстро и интересно. Подвижная игра «Великаны и карлики» Цель: развивать умение действовать по сигналу. Трудовая деятельность. Уборка мусора с участка. Цель: воспитание трудолюбия. Индивидуальная работа. Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать его двумя руками. Цель: развитие внимания, совершенствование координации движений. Благодарю всех, кто заглянул на мою страничку! Всего вам самого доброго! 21 июля 2019 в 07:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.