ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" (отделение помощи семье,женщинам и детям со стационаром) - персональный сайт воспитателя центра Разумной Зои Виталиевны

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за бабочками»


Зоя Разумная 
Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за бабочками»

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за бабочками"

detsad-358845-1511766002.jpg

Цель: расширять знания детей о бабочках, их связи с живой и неживой природой.

Образовательные:

расширять знания о бабочке, ее происхождении, строении, размножении и пользе,

учить различать бабочек по внешнему виду,

Развивающие:

развивать наблюдательность, формировать любознательность и познавательную активность, активизировать словарь детей,

способствовать развитию экологического мышления.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к обитателям природы.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением насекомых, чтение стихотворений, работа с загадками.

Ход прогулки.

Воспитатель: дети, вы думали, что рядом с нами на прогулке гуляет много маленьких жителей. Сегодня мы будем наблюдать за красивым насекомым. Послушайте загадки и попробуйте отгадать, о каком насекомом пойдет речь.

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок,

Пьет коготком душистый сок. (бабочка)

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. /бабочка/

Не птичка, а с крыльями:

Над цветами летает,

Нектар собирает. (бабочки)

Дети и воспитатель идут по участку и наблюдают за бабочками.

detsad-358845-1511766189.jpgdetsad-358845-1511766237.jpgdetsad-358845-1511766209.jpg

Воспитатель: правильно, дети, бабочка. У бабочки две пары крыльев, тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них большие глаза и короткие усики.

Перелетая с цветка на цветок, бабочка опыляет их, собирает нектар.

detsad-358845-1511766313.jpgdetsad-358845-1511766336.jpg

Воспитатель: Какого цвета у бабочки крылья? (ответы детей)

Воспитатель: что можно сказать про бабочку? Какая она? (красивая, нежная, воздушная, игривая)

Самостоятельное наблюдение детей за бабочками.

Воспитатель: понаблюдайте, как бабочки порхают? (легко, воздушно)

Воспитатель: как садится бабочка на цветок? (бесшумно)

Воспитатель: как складывает свои крылышки? (вместе)

detsad-358845-1511766271.jpg

Воспитатель: молодцы, какие вы внимательные и наблюдательные.

Воспитатель: сейчас немного поиграем.

Динамическая пауза «Бабочка»

Утром бабочка проснулась. (плавные взмахи руками/

Потянулась, улыбнулась. /выполняют движения в соответствии с текстом/

Раз - росой она умылась.

Два - изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела.

На четыре - улетела.

Воспитатель: над цветочками весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: желтые лимонницы, темно-красные крапивницы, голубянки, капустные белянки, переливницы и перламутровки. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений.

У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют чешуекрылыми. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них короткие усики и большие глаза. Когда она пьет капельки нектара с цветов, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спирально. Перелетая с цветка на цветок, бабочка собирает нектар и опыляет их.

Летом самка откладывает яйца в почву. Через некоторое время из них появляются личинки - гусеницы. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются, и появляются взрослые бабочки, которых называют мотыльками.

Бабочки тутового шелкопряда, питающиеся листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают шелк.

Воспитатель: существует много разных видов бабочек. Послушайте названия бабочек и подумайте, почему их так назвали: репейница, капустница, лимонница, парусник, медведица, павлиний глаз.

detsad-358845-1511766414.jpgdetsad-358845-1511766434.jpgdetsad-358845-1511766456.jpgdetsad-358845-1511766477.jpgdetsad-358845-1511766498.jpg

Воспитатель: жизнь бабочек коротка, а за это время надо успеть сделать многое: найти корм, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. А еще во время всех своих забот, надо постараться увернуться от врагов.

Воспитатель: подумайте, кто питается бабочками? /птицы, звери, пауки, другие более крупные насекомые/

Воспитатель: семейство насекомых самое многочисленное среди всех обитателей нашей планеты Земля. Бабочек, конечно, много, но многим бабочкам уже никогда не порхать над землей. Исчезли они навсегда, человеком загубленные, ядохимикатами человек насекомых травит. Бабочки страдают за свою красоту - ловят их и просто так, для баловства. Очень часто не только дети, но и взрослые, увидев красивую бабочку, тут же бросаются ее ловить.

Вот потому попали многие бабочки в Красную Книгу. Что это значит? /ответы детей/.Многие виды бабочек нуждаются в защите. Бабочки полезны как опылители.

Воспитатель: Если растение не опылят насекомые, сможет ли оно плодоносить?

/ответы детей/.

detsad-358845-1511766571.jpgdetsad-358845-1511766771.jpgdetsad-358845-1511766594.jpg

Воспитатель: мы должны бережно относиться к обитателям природы, чтобы наши бабочки - красавицы радовали нас.

Рефлексия.

С какими бабочками вы сегодня познакомились?

Чем покрыты крылья бабочек?

Как появляются на свет бабочки?

Какие бабочки бывают?

Чем заняты бабочки в хорошую погоду?

Кто питается бабочками?

Какой вред бабочкам наносит человек?

Подвижная игра «Бабочки, лягушки и цапли».

Цель: учить бегать, свободно подражая движениям животных.

Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут крылышками, кружатся, лягушек (опускаются на четвереньки и скачут, цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только взрослый произнесет: «Снова побежали!», они снова начинают бегать в произвольных направлениях.

Подвижная игра «Птицы и бабочки»

Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети - бабочки. На слова «бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.

На фразу «птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные игроки выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.

Трудовая деятельность уборка мусора на участке.

Цель: формировать трудовые умения, желание самостоятельно наводить чистоту и порядок.

Индивидуальная работа: «Сбей кегли».

Цель: учить меткости, точности.

ссылка

21 июля 2019 в 07:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.