ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" (отделение помощи семье,женщинам и детям со стационаром) - персональный сайт воспитателя центра Разумной Зои Виталиевны

Экологизация образовательной развивающей среды детей дошкольного возраста


Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти детей.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в ДОО является экологизация образовательной развивающей среды. Концепция развивающей предметной среды разработана С. Н. Новоселовой, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, что играет негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации образовательной развивающей среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

С точки зрения экологического образования образовательная развивающая среда во второй младшей группе ДОО должна способствовать:

-познавательному развитию детей (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природными материалами, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы);

-эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания детей к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);

-формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за растениями);

-экологизации различных видов деятельности детей (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изобразительной деятельности).

Для повседневного общения детей с природой в группе создаются условия: оформляется уголок природы, где дети получают возможность наблюдать за растениями, получают первые элементарные трудовые навыки по уходу за растениями: с помощью воспитателей дети поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют семена цветов, сажают лук.

10 января 2018 в 09:44