ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" (отделение помощи семье,женщинам и детям со стационаром) - персональный сайт воспитателя центра Разумной Зои Виталиевны
|
Консультация для воспитателей «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика»Добрый день, дорогие коллеги! Информация будет полезна психологам, методистам и всем педагогам ДОУ. На протяжении последних лет остро встала проблема психологического здоровья педагогов и, как основная часть-эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» следует понимать синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов. Возникает он как следствие накопления негативных эмоций. У педагогов снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм. Из этого следует, что психологическая поддержка педагогов ДОУ является одной из важных сфер в работе психолога ДОУ. Факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания: -специфика профессиональной педагогической деятельности, которая характеризуется наличием высокой эмоциональной загруженности. -необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье детей, -.однополый состав коллектива, - наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, -низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование выбранной профессией. Симптомы эмоционального выгорания : • пессимизм, апатия, депрессия; • напряженность в отношении к людям; • заниженная самооценка, негативное восприятие себя, • частая раздражительность; • психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства); • снижение активности. Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, следует ознакомиться с известным тестом на выявление эмоционального выгорания. Тест позволяет определить степень выгорания. «Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой) Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день. Тест 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным. 2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон. 3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. 4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела. 5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним). 6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. 7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. 8. Я чувствую угнетенность и апатию. 9. Я уверен, что моя работа нужна людям. 10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю. 11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. 12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. 13. Моя работа все больше меня разочаровывает. 14. Мне кажется, что я слишком много работаю. 15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами. 16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. 17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. 18. Во время работы я чувствую приятное оживление. 19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. 20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. 21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. 22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. Обработка и интерпретация результата Варианты ответов оцениваются следующим образом: • «никогда» – 0 баллов; • «очень редко» – 1 балл; • «иногда» – 3 балла; • «часто» – 4 балла; • «очень часто» – 5 баллов; • «каждый день» – 6 баллов. Ключ к тесту • «Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54). • «Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30). • «Редукция личных достижений» (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов,). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48). Чем больше сумма баллов по каждой шкале, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния. Профилактика эмоционального выгорания: 1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте эмоции и обсуждайте их. 2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. 3. Обсуждайте ситуацию "здесь и сейчас" 4. Необходимо побыть некоторое время в одиночестве. 5. Будьте внимательны к себе и своим эмоциям: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. 6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане). 7. Любите себя. 8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени. 9. Не ищите в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. Способы саморегуляции для снятия эмоционального напряжения: • Упражнение «Лед» Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Необходимо представить, что вы — глыба льда. Напрягите все мышцы вашего тела по очереди: ладони, плечи, шею, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Заморозьте себя в этой позе. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Постепенно расслабляйте все мышцы. Запомните ощущения в состоянии расслабления. • Упражнение «Горка» Цель: Стабилизация эмоционального состояния. Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по горе, а, выдыхая - съезжаете с нее. Повторяйте несколько раз. • Упражнение «Пружина» Цель: снятие мышечных зажимов Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросьте, руку расслабьте. Проделать такую процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. • Упражнение «Комар» Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Представьте, что на ваше лицо садится комар. Он садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача в упражнении: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц. Любите себя и будьте в гармонии с самим собой. 23 декабря 2017 в 06:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.