ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" (отделение помощи семье,женщинам и детям со стационаром) - персональный сайт воспитателя центра Разумной Зои Виталиевны

Консультация для родителей по формированию у детей навыков аккуратности и опрятности.



Формировать у ребенка желание быть опрятным и аккуратным - одна из главных задач воспитательного процесса. Но опрятность и аккуратность - это не только чистота и порядок. Опрятный внешний вид делает человека уверенным в себе и радует окружающих своей ухоженностью.

Аккуратность - черта личности, выражающаяся в любви к порядку, в исполнительности, точности и тщательности в делах, а также во внешней опрятности. Аккуратность во всяком деле связана с культурой труда, сноровкой и дисциплинированностью. Итак, вы хотите научить ребенка аккуратности, но при этом не хотите сделать из него озабоченного чистюлю?

Аккуратный человек умеет организовывать себя, свое рабочее место, точно и безошибочно выполнять работу. Поэтому понятно стремление родителей привить эти навыки своему ребенку. Но как же это сделать правильно?

Привитие навыков аккуратности процесс длительный и кропотливый. Он потребует от родителей много времени и терпения. Многократность повторений одного и того же действия, одобрение, похвала будут залогом успеха в этом деле. Важно знать в каком возрасте нужно начинать приучать ребенка к чистоте и порядку. Когда же начинать?

Уже в раннем возрасте необходимо приникать детям гигиенические навыки, навыки бережного обращения с предметами личного пользования, поддержания порядка в доме, саду и т. д. Родители должны прививать детям элементарные гигиенические навыки, объяснять, и показывать, что и как надо делать.

Проявляя при этом требовательность, взрослые в то же время, должны стараться заинтересовать детей соответственно каждому возрастному этапу.

В первый год жизни малыша вся забота о чистоте и порядке ложится на родительские плечи. Но взрослым следует помнить, что подрастающему ребенку необходимо видеть чистоту и порядок в доме. Родители должны быть сами образцом для подражания. Дети подражают взрослым, копируют их поведение. Они наблюдают, как мама или папа убирают свои вещи, чистят зубы, умываются, принимают душ. Поэтому годовалого малыша можно брать с собой в ванную комнату и вместе с ним совершать утренний и вечерний туалет.

От полутора до трех лет - приучаем к аккуратности. В это время ребёнок некоторые действия может сделать сам, тем более что к концу второго года жизни дети стремятся к самостоятельности. «Я сам» - девиз двух или трехлетних детей. И еще в этом возрасте дети становятся собственниками. Часто можно слышать от них: «Мое!» Они трепетно относятся к своим вещам. Это самое благодатное время, чтобы приучить ребенка к порядку и привить навыки личной гигиены.

Определите постоянное место для его игрушек, вещей, обуви, книжек. Пусть в ванной висит его полотенце, стоит его зубная щетка, шампунь, мыло. Хорошо, если будет у малыша своя чашка, кружка, ложка. Детям нравится, когда вещь принадлежит только им. Приучите ребенка убирать свои вещи сразу после того, как он ими воспользовался. И самим родителям тоже надо придерживаться такого правила, иначе будет несоответствие между требованиями к ребенку и поведением взрослых. В этом возрасте у маленького человечка не получится неукоснительно исполнять ваши просьбы. Только совместная деятельность поможет добиться определенных результатов.

Обычно в два-три года дети начинают испытывать своих родителей, выясняя, как далеко они могут зайти в нарушении запретов. Пытаясь провести и жизнь принцип: «Никто не заставит меня сделать то, чего я сам не хочу», они часто бросают родителям вызов, сознательно устраивая беспорядок. Когда ребёнок намеренно устраивает беспорядок, нет смысла вступать с ним в пререкания. Не нужно кричать: «Прекрати сейчас же! Я тебе покажу, как безобразничать!», это только раззадорит его. Он примет ваш вызов и покажет свой характер не только здесь и не только в этот вечер. Лучше дать ему понять, что вам не нравится, когда он так поступает, что вас это огорчает.

От трех до шести - поощряем творчество, но при этом учимся устранять творческий беспорядок

В этом возрасте дети осваивают не только механические навыки, такие как одевание и умывание. Они постепенно приобщаются к высшим проявлениям человека - например, творчеству как способности видеть и создавать нечто новое.

Однако в ежедневной жизни творческое начало ребенка - это нескончаемый беспорядок. Вы не хотите, конечно, подрезать крылья своему малышу? Но вы также не хотите опять и опять наводить порядок. К счастью, есть возможность совместить и то, и другое. Когда ребенок поглощен своей затеей, нет смысла без конца напоминать ему о необходимости убирать за собой - это будет мешать ему получать удовольствие от самого процесса игры и творчества. Но вы можете поставить ребенку заранее определенные условия, оговорить некоторые общие правила, которые он уже в состоянии соблюдать. Если ребенок игнорирует ваши указания, будьте терпеливы и настойчивы, пока он не усвоит, что уборка - это необходимый и завершающий этап любой интересной затеи. Помогите ему, если хаос принял пугающие размеры, но не делайте за него его работу.

От шести до десяти лет - учим наводить порядок дома и в саду.

Почему же он такой разный в саду и дома?

К шести годам дети хорошо понимают разницу между поведением на людях и у себя дома. Дом для них зачастую становится тем местом, где можно расслабиться и отдохнуть от требований жизни, где не обязательно быть аккуратным или воспитанным. В то же время вне дома (в саду, о гостях у друзей, на занятиях в секциях или в кружках) они часто демонстрируют себя с лучшей стороны. Однако независимо от того, склонен ваш ребенок к порядку или нет, требования к нему должны быть четко сформулированы и проконтролированы. При этом очень важно, чтобы единство требований соблюдалось всеми членами семьи, кто так или иначе имеет отношение к воспитанию ребенка. Противоречивые требования ведут к формированию двуличности характера ребенка и неврозу.

Почему опасно растить чистюлю?

Обучая ребенка аккуратности - помните о золотой середине!

Чем грозит чрезмерное переживание за чистоту и порядок? Тем, что можно полностью подавить естественные стремления и порывы ребенка к творчеству, «задушив» в зародыше души прекрасные порывы.

Если вы устанавливаете слишком высокие стандарты; постель, заправленная без единой морщинки, ни одной помарки в тетради, ни соринки на полу - ребенок может вырасти педантичным, одержимым аккуратистом. Такие люди тяжелы для окружающих, так как беспорядок их раздражает. И они боятся лишний раз что-то предпринять, чтобы не нарушить священный порядок.

Итак, воспитание аккуратности - важное условие подготовки детей к самостоятельной жизни. Аккуратный человек успешнее справится со своими обязанностями, из его рук выйдут добротно сделанные вещи, с ним хорошо и приятно окружающим,

Аккуратность воспитывает вся обстановка в семье. Если взрослые постоянно поддерживают чистоту и порядок, к этому начинают стремиться и дети. К четырем-пяти годам дети в состоянии самостоятельно выполнять многие гигиенические процедуры; чистить зубы, мыть руки перед сдой, умываться. Они привыкают убирать свой уголок, свою постель, класть все на свое место: одежду, обувь, игрушки. Задача взрослых - настойчиво приучать детей к порядку, прививать им нетерпимость к грязи, неряшливости, неаккуратности. Все правила поддержания порядка необходимо напоминать детям до тех пор, пока у них не выработаются устойчивые привычки.

Но и не требуйте от детей безукоризненной чистоты. По большому счету, способность переносить некоторый беспорядок будет безусловно более полезным качеством для душевного здоровья вашего ребенка, чем болезненное стремление к идеалу.

17 ноября 2017 в 14:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.