ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" (отделение помощи семье,женщинам и детям со стационаром) - персональный сайт воспитателя центра Разумной Зои Виталиевны

Прогулка «Осенние наблюдения»

Подготовила: воспитатель  Разумная  Зоя Витальевна 


Конспект прогулки "Осенние наблюдения"

detsad-358845-1476015397.jpg

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений, закрепить знания о разных видах деревьев, кустарников, учить соотносить описание характерных признаков с предметом.

Задачи:

Обучающие: учить сравнивать деревья, кустарники по внешним признакам (цвету и особенностям коры, толщине и гибкости веток, по форме листа, расположению хвоинок на ветке, закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» деревьях.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать связную речь у детей.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, способствовать формированию коммуникативных навыков.

Предварительная работа:наблюдения за деревьями и кустарниками на участке центра, чтение литературы природоведческого характера, разучивание стихов о природе; рассматривание иллюстраций с изображение деревьев и кустарников.

Словарная работа: ельник, сосняк, хвойный лес, лиственный лес, хвоинки, хвоя, багряный, бук.

Ход прогулки:

Вводная беседа.

Воспитатель читает стихотворение:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (ответы детей)

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Воспитатель: А какой месяц? (сентябрь)

Воспитатель: Сколько осенних месяцев вы знаете? Как они называются? (три: сентябрь, октябрь и ноябрь)

Воспитатель: А какие приметы осени вы можете назвать? (перелетные птицы улетают на юг, дни стали короче, а ночи длиннее, холодные дни, сильный уже холодный ветер, часто идут моросящие дожди; листья становятся на желтыми, оранжевыми, красными, багряными; начинается листопад; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно).

Воспитатель: Кто из вас любит осень, а кто нет? Почему? (ответы детей)

Речевая игра: «Скажи красивые слова об осени»

Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову.

Наблюдение.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы отправимся на прогулку, чтобы посмотреть, что изменилось в природе, и насладимся яркими красками осени.

Воспитатель: Какая сегодня погода? (ответы детей)

Воспитатель: Обратите внимание на небо. Какое небо? (ответы детей)

Воспитатель: Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы будем наблюдать за кустарники, деревьями и цветами, посмотрим, какие изменения с ними произошли по сравнению с летом.

Основная часть.

1. Наблюдение за шиповником.

Воспитатель: Дети, подойдите и рассмотрите кусты с необычными ягодами. Это шиповник. В народе его называют “дикой розой”.

Осторожно оторвите ягодку, шиповник имеет шипы, ими можно пораниться.

Рассмотрите листья шиповника, листья сложные, состоящие из остропильчатых листочков.

Это растения цветет весной, цветки крупные и душистые, лепестки бывают розового, красного, белого или жёлтого цвета.

Плоды - мясистые ягоды жёлтой, красной или чёрно-бурой окраски. Плоды шиповника содержат в себе целебные свойства, поэтому осенью эти ягоды собирают, сушат, а затем пьют чай.

Среди цветов малокровных,

Теряющих к осени краски,

Пылает поздний шиповник,

Шипящий, закатно - красный

detsad-358845-1476362256.jpgdetsad-358845-1476015181.jpg

Наблюдение за облепихой.

Воспитатель: Дети, а вот еще одно очень интересное растение облепиха с красивыми пурпурно-желтыми и оранжевыми ягодками. Обратите внимание, что листья у облепихи не изменили свою окраску.

Облепиха тоже, как и шиповник, - лекарственное растение.

detsad-358845-1476015199.jpg

Наблюдение за лесным орехом.

Воспитатель: Дети, кто знает, как называется этот кустарник? (ответы детей)

Воспитатель: Этот чудесный кустарник называется лесной орех, на нем растут вкусные орешки, собирают орешки в конце лета, в августе.

detsad-358845-1476771712.jpgdetsad-358845-1476015369.jpg

Наблюдение за буком.

Воспитатель: Дети, посмотрите какое красивое деревце. кто знает, как оно называется?

(ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я прочту стихотворение, в котором будет новое интересное название дерева.

Воспитатель читает стихотворение: «Листопад» В. Нирович

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна.

Воспитатель: Правильно, это бук с красивыми золотистыми листочками.

detsad-358845-1476771758.jpg

Наблюдение за вишней.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще одно дерево с интересной окраской листьев. Кто знает, что это за дерево?

На этом дереве летом растут очень вкусные ягодки, послушайте загадку

Сижу на дереве:

Красная, как кровь,

Круглая, как шар,

Вкусная, как мед. (вишня)

Воспитатель: Правильно, дети. Теперь мы видим, что листочки осенью у некоторых деревьев бывают багрового цвета.

detsad-358845-1476015397.jpgdetsad-358845-1476771615.jpgdetsad-358845-1476771647.jpg

Наблюдение за рябиной.

Воспитатель: Отгадайте загадку

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье. (рябина)

Воспитатель: Дети – это рябина. Рябина очень красивое дерево и когда цветет, и осенью, когда у нее появляются плоды.

Плоды рябины красные ягодки, их очень любят птички, особенно когда холодно. Люди тоже используют ягоды рябины как лекарство.

Послушайте про неё стихотворение:

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкая,

А она – как хина.

Толи это ягодка

Просто недозрелая,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела

detsad-358845-1476015321.jpg

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Воспитатель называет дерево, дети должны подобрать соответствующее прилагательное:

С рябины - … рябиновый

С тополя - … тополевый

С липы - … липовый

С дуба –… дубовый

С березы - … березовый

С осины - … осиновый

С клена - … кленовый

Наблюдение за елкой, сосной.

Воспитатель: Дети, послушайте загадку.

Зимой и летом одним цветом. (елка, сосна)

Воспитатель: правильно – это елка, посмотрите на ель.

и скажите, на елке листочки растут? (нет)

Воспитатель: Правильно, а что растет на елке. (зеленые иголки)

Воспитатель: Молодцы. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зелеными иголками.

Воспитатель: Скажите, на какую фигуру похожа елка? (на треугольник)

Воспитатель: Правильно, ребята. Послушайте стихотворение о елке:

Елка, елка елочка,

Вершинка, что иголочка.

С буйным ветром борется.

Дотронешься – уколешься.

detsad-358845-1476015563.jpgdetsad-358845-1476015345.jpgdetsad-358845-1476775481.jpgdetsad-358845-1476775518.jpgdetsad-358845-1476775550.jpg

Воспитатель: Дети, обратите внимание на траву. Как она изменилась? (ответы детей)

Воспитатель: посмотрите вокруг, цветут ли сейчас какие-либо растения? (ответы детей)

Воспитатель: так ли их много как летом? С чем связаны такие изменения осенью? (меньше света, тепла).

detsad-358845-1476016190.jpgdetsad-358845-1476015947.jpgdetsad-358845-1476016003.jpgdetsad-358845-1476016236.jpgdetsad-358845-1476016272.jpgdetsad-358845-1476016301.jpgdetsad-358845-1476016452.jpg

Речевая игра: «Найди и опиши» (найти растение, которое назовет воспитатель).

Рефлексия.

Понравилась ли вам прогулка?

За какими деревьями мы сегодня наблюдали?

Какие кустарники встречали на прогулке?

Подвижная игра «Ветер-ветерок ".

Воспитатель просит детей встать в круг. Выбирают ведущего – "Ветерок".

Дети двигаются по кругу со словами:

"Ветер в парке листья кружит,

В небе кружит, кружит в лужах.

Их бросает нам под ножки,

И на мокрые дорожки.

Ну-ка, ветер-ветерок,

Запятнай скорей листок".

Ведущий - "Ветерок" догоняет остальных детей. Игра повторяется несколько раз.

Подвижная игра: «Поймай листок»

Цель: упражнять в прыжках на месте в высоту.

Трудовая деятельность.

Цель: формировать желание работать сообща.

Сбор листьев для гербария.

ссылка

20 декабря 2016 в 05:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.